Официальная страница депутата Московской городской Думы
Тарасов Павел Михайлович

Избирательный округ № 24
Лефортово, Нижегородский, Текстильщики, Южнопортовый

Большинство столичных парламентариев полагают, что законопроект о «нулевой смертности» в ДТП не содержит конкретных способов достижения цели

10 мар. 2021 г.

Депутаты Мосгордумы отклонили законопроект «О мерах по достижению нулевой смертности в дорожно-транспортных происшествиях в городе Москве», отметив противоречия предложенных мер федеральному законодательству и неоправданное дублирование действующих правовых норм.

IMG_0404.JPGДепутат Московской городской Думы Дарья Беседина, фракция партии «Яблоко»:

«Смерть в дорожно-транспортном происшествии – основная причина смерти людей трудоспособного возраста. Это оборвавшиеся жизни, сломанные судьбы. В 2017 году в Москве на дорогах погибли 494 человека, в 2018 году – 465 человек, в 2019 году – 443 человека, а в минувшем 2020 году – 370 человек. Ежегодный ущерб от ДТП в России по подсчетам специалистов составляет от 2 до 5% ВВП.

Системный подход к снижению смертности на дорогах до нуля изобретен в середине 90-х в Швеции. В 1997 году шведский парламент принял концепцию «Vision Zero», то есть «Ноль смертей». За десять последующих лет в Швеции смертность в транспортных авариях снизилась вдвое, хотя количество машин там значительно увеличилось. Сейчас социальный риск, то есть количество людей, погибших в ДТП, на 100 тыс. населения в Стокгольме составляет меньше одного человека.

Философия «Ноль смертей» состоит из трех принципов: смерть и увечья человека на дорогах недопустимы, люди могут ошибаться, а среда должна быть такой, чтобы ошибка не приводила к смерти или увечьям. Реализация принципов «Ноль смертей» на практике начинается с выработки стратегии. Каким образом должна появиться эта стратегия? Самые эффективные меры принимаются в широкой гласной дискуссии. Именно такая дискуссия – основной механизм моего законопроекта.

Центральный элемент – реформирование уже существующей комиссии по безопасности дорожного движения. Сейчас работа городской комиссии закрыта и непрозрачна. Окружные же комиссии заняты согласованием отдельных частных случаев. Я предлагаю усилить их и наделить новыми полномочиями, сделать более открытыми для общества».

Дарья Беседина рассказала о предлагаемых инструментах достижения поставленных в законопроекте задач. «Необходимо сформировать отдельную Государственную программу города Москвы по сокращению количества дорожно-транспортных происшествий и снижению ущерба от этих происшествий, которую будет согласовывать комиссия. Госпрограмма будет содержать отдельные цели и меры их достижения.

Для того чтобы работа Правительства по этому направлению была прозрачной, комиссия будет утверждать государственный доклад о состоянии безопасности дорожного движения в городе Москве. Готовить его будет уполномоченный орган Правительства Москвы, а комиссия будет утверждать и отправлять его в Мосгордуму на заслушивание, либо возвращать его на доработку», – пояснила докладчик.

Депутат отметила, что «принятие закона позволит урегулировать порядок принятия комплексных схем организации дорожного движения, проектов организации дорожного движения и других документов в этой сфере». «Правительство Москвы должно будет заново определить порядок принятия этих схем и проектов, они в обязательном порядке будут публиковаться.

Законопроектом предлагается расширить состав комиссии, повысить ее статус. Формировать комиссию будут совместно Правительство Москвы, Мосгордума и Общественная палата Москвы  в равных долях. Так мы сможем сделать более инклюзивный и широкий состав, не только из чиновников, но и других специалистов, представителей общественности и профильных организаций. Это нужно для того, чтобы выработать наиболее действенную долгосрочную стратегию и контролировать ее выполнение органами исполнительной власти.

Каждый день промедления – это оборвавшиеся человеческие жизни. Программа «нулевой смертности» в Москве должна быть принята «уже вчера», и я призываю всех поддержать законопроект. Чем быстрее в Москве начнут приниматься реальные меры, тем больше жизней мы спасем», – заключила Дарья Беседина.

IMG_0148.JPGПредседатель комиссии МГД по безопасности, спорту и молодежной политике Кирилл Щитов, фракция партии «Единая Россия»:

«Проблема смертности в результате ДТП – очень острая и требует обязательного решения. Более 16 тысяч человек погибли в ДТП на дорогах России в 2020 году. Это 44 человека в день!

22 декабря 2020 года комиссия МГД по безопасности, спорту и молодежной политике рассмотрела данный законопроект. Нами были получены заключения Прокуратуры города Москвы, Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы, ГУ МВД России по городу Москве, ГПУ Аппарата Московской городской Думы. Все указанные заключения содержат отрицательную позицию в отношении документа. Также на законопроект поступило отрицательное заключение Мэра Москвы.

В ходе рассмотрения проекта закона на заседании профильной комиссии были отмечены неоднократные противоречия предложенных мер федеральному законодательству и неоправданное дублирование уже существующих норм федерального и городского законодательства».

Кирилл Щитов привел примеры дублирования. «Законопроект предполагает создание дублирующих структур в составе органов исполнительной власти города Москвы, а именно – Московской городской комиссии по безопасности дорожного движения. Однако в городе Москве такая комиссия уже функционирует.

В законопроекте предлагается разработка Государственной программы города Москвы по сокращению ДТП и снижению ущерба от них. Однако на территории Москвы уже действует ряд таких программ. Например, в комплексной Государственной программе города Москвы «Развитие транспортной системы» уже отражено решение подобных задач».

Председатель комиссии МГД по безопасности, спорту и молодежной политике сообщил, что «по мнению большинства членов парламентской комиссии и представителей профильных органов исполнительной власти, представленный законопроект о нулевой смертности не соответствует своему названию».

«Он не содержит конкретных, определенных и прозрачных мер и сроков по достижению «нулевой смертности» в дорожно-транспортных происшествиях в городе Москве. Это не позволит достигнуть цели разработки документа.

С учетом вышеизложенного комиссия Мосгордумы по безопасности, спорту и молодежной политике приняла решение рекомендовать столичному парламенту не поддерживать данный документ», – отметил депутат.

Также он рассказал о работе по снижению аварийности и смертности на дорогах Москвы. «Помимо упомянутых государственных программ, действуют партийные проекты «Единой России»: это и федеральный партийный проект «Безопасные дороги», многие инициативы которого уже внедрены, это и наш городской партийный проект «Безопасная столица». Не так давно мы провели большой форум на ВДНХ, чтобы выработать предложения по повышению безопасности каршеринга. По статистике, с участием арендованной машины совершается каждое десятое ДТП в Москве.

Сегодня Москва, опережая другие регионы по численности населения и количеству автомобилей, остается самым безопасным регионом. За 10 лет с 2010 года количество ДТП с пострадавшими в столице сократилось на 32%. В Москве социальный риск – число погибших в ДТП на 100 тыс. населения – снизился более чем в 2 раза: с коэффициента 6,6 в 2010 году до коэффициента 2,97 в 2020 году, что соответствует показателям таких стран, как Германия, Дания и Финляндия.

В начале своего выступления я озвучил страшную цифру – 16 тысяч погибших в ДТП на российских дорогах. Но 2 года назад эта цифра была еще больше – 18 тысяч. То есть снижение смертности происходит. И эту работу необходимо продолжать. Нам нужны конкретные решения, искореняющие причины смертности. 

Яркий пример – «повторные» аварии на МКАД, когда двое участников мелкого ДТП останавливаются для оформления документов и в них влетает фура. И если изначальная авария могла быть незначительной, то авария-следствие – чаще всего с пострадавшими и даже погибшими.

Что делается, чтобы решить эту проблему? С недавних пор был введен европротокол, позволяющий оформлять мелкие ДТП без участия инспекторов ГИБДД. Участникам происшествия рекомендовано незамедлительно съезжать на обочину. Электронные табло на МКАД напоминают об этом. Прорабатывается вопрос о внесении соответствующих изменений в Правила дорожного движения.

До конца этого года МКАД на всем протяжении оборудуют видеокамерами, что позволит оперативно эвакуировать машины, попавшие в ДТП. Появится новое освещение, дополнительные карманы для аварийной стоянки, новые системы навигации. Подобные реальные и полезные решения нужны городу.  И комиссия Мосгордумы по безопасности, спорту и молодежной политике готова стать площадкой для их разработки и обсуждения», – заключил Кирилл Щитов.

IMG_0059.JPGПредседатель комиссии МГД по науке и промышленности Леонид Зюганов, фракция КПРФ:

«Автор законопроекта поднимает правильную, больную для нашего мегаполиса тему. Об этом нужно говорить. Предложение расширить состав городской комиссии по безопасности дорожного движения поддерживаю.

Предлагаю в первом чтении поддержать документ, а ко второму доработать ряд нюансов. Если усиливаем комиссию, то одних слов о том, что пусть в ее составе будет треть представителей от Мосгордумы, треть – от Правительства Москвы и треть – от Общественной палаты, недостаточно. Нужно определить, сколько человек будет в составе комиссии, какие у них будут полномочия. И если комиссия будет работать по принципу обязательного реагирования на замечания жителей, тогда законопроект будет соответствовать трендам «Vision Zero» и будет реализовывать принципы «нулевой смертности».

IMG_0129.JPGПредседатель комиссии МГД по предпринимательству, инновационному развитию и информационным технологиям Валерий Головченко, постоянное депутатское объединение «Моя Москва»:

«При голосовании буду воздерживаться. Идея благая, но с наполнением документа не могу согласиться. При этом разберусь, почему муниципальных депутатов не включают в окружные комиссии. Наверное, это недоразумение».

IMG_0045.JPGРуководитель фракции партии «Справедливая Россия» в Мосгордуме Магомет Яндиев:

«Благодарю автора за инициативу. Фракцией приняли решение голосовать в первом чтении за законопроект и поддержать идею «нулевой смертности» в ДТП.  Но вместе с тем необходимо отметить, что содержание законопроекта абсолютно не соответствует его названию».

afa0aaeb99339dc69db08a9b369ec4b1.jpgЧлен комиссии МГД по здравоохранению и охране общественного здоровья Ольга Шарапова, фракция партии «Единая Россия»:

«Данным законопроектом предлагается заменить одну уже действующую городскую комиссию по безопасности дорожного движения на другую. При этом никаких конкретных мер по достижению «нулевой смертности» в ДТП документ не содержит.

Городская комиссия по безопасности дорожного движения создана распоряжением Мэра Москвы как коллегиальный рабочий орган Правительства Москвы, осуществляющий организацию взаимодействия в этой сфере федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Москвы, столичных организаций и общественных объединений. Проектом рассматриваемого документа предлагается создать новую комиссию в целях координации деятельности в сфере обеспечения безопасности, что противоречит Указу Президента России № 699 от 21.12.2016 года, согласно которому координация деятельности в области обеспечения безопасности дорожного движения возложена на территориальные органы МВД России.

В связи с этим хочу напомнить, что согласно ч. 2 ст. 90 Конституции Российской Федерации указы Президента России обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации. При этом также обращаю внимание на правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, который, комментируя положение ч. 2 ст. 90, особо подчеркнул, что нормативные акты Президента, изданные по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения РФ и ее субъектов, имеют верховенство над законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Английский историк XVII века Томас Фуллер однажды очень верно сказал: «Закон управляет людьми, а разум - законом». Я надеюсь, что на рассмотрение Московской городской Думы в будущем будут вноситься законопроекты, в которых будет меньше дешевого пиара и популизма, а будет больше здравого смысла и профессионализма. По данному законопроекту буду голосовать против».

164016Член комиссии МГД по законодательству, регламенту, правилам и процедурам Павел Тарасов, фракция КПРФ:

«Вот в чем беда – при благой цели законопроект не дает внятного ответа на вопрос, как она будет достигаться.  Технологии, которые используются в рамках «Vision Zero», при практической реализации порождают проблемы. Вина за любое ДТП, по этой концепции, всегда ложится на проектировщиков и на автомобилистов. А должно быть объективное разбирательство. Иное должно быть нормативно запрещено до принятия законопроекта».

157772Депутат Московской городской Думы Александр Соловьев, фракция партии «Справедливая Россия»:

«Если говорить о комплексном решении, а не о локальных мерах, то вопрос находится в ведении Института Генплана Москвы, который разрабатывает комплексные схемы и проекты организации дорожного движения. Согласен с тем, что нужна площадка для обсуждения таких схем. Возможно, вопрос следует рассмотреть совместно с Советом муниципальных образований города Москвы.

Вместе с тем отмечу, что к мерам достижения «нулевой смертности» предлагаемый законопроект относится «постольку-поскольку». Идея хорошая, но суть не очень соответствует названию. От темы в целом не отказывался бы, но пообсуждал бы ее на других площадках и подумал бы, что можно сделать. В первом чтении документ поддержу, во втором нет, не представляю, как его поправить. Возможно, нужно вносить изменения в другие городские законы».

167282Член комиссии МГД по безопасности, спорту и молодежной политике Наталия Метлина, постоянное депутатское объединение «Моя Москва»:

«Десять лет назад я снимала репортажи, в которых рассказывала о 35-40 тысячах погибших в ДТП. Солидарна с теми выступающими сегодня, которые говорят о том, что статистика снижается год от года.

Что касается мер по снижению аварийности и смертности на дорогах, где-то можно разделительные барьеры поставить, где-то нельзя. Конечно, есть ряд спорных градостроительных решений, которые приводят к аварийности. Но в целом законопроект изобилует лукавой статистикой.

Призываю к ответственности, в том числе в отношении таких громких, «эпохальных» названий законопроектов».

Большинством голосов депутаты отклонили законопроект «О мерах по достижению нулевой смертности в дорожно-транспортных происшествиях в городе Москве». 

В СМИ на эту тему:

В Мосгордуме обсудили проект по достижению нулевой смертности на дорогах

Мосгордума отклонила законопроект Бесединой о достижении нулевой смертности на дорогах

© 2002-2019 Московская городская Дума
Регистрация
Уже зарегистрировались?
© 2002-2019 Московская городская Дума
Восстановить пароль